Большие надводные корабли и атомные подводные лодки пока строятся у нас мучительно и долго. На фоне этого обстоятельства несколько нелепо звучали речи на МВМС-2013 о готовности России построить авианосец. В закрытой для публики части экспозиции Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) даже демонстрировалась концептуальная модель перспективного российского плавающего аэродрома. Это корабль водоизмещением порядка 80 000 т, несущий 40 истребителей МиГ-29К и оморяченной версии ПАК ФА (Т-50). Неатомная энергетическая установка должна обеспечить 30-узловый ход. И авиагруппа, и ГЭУ вызывают вопросы.
Во-первых, работы по Т-50 для ВВС далеко еще не завершены. Во-вторых, потребуются еще годы по созданию палубной версии самолета. Машина сама по себе тяжелая, ее взлетный вес – 26–30 т. Габариты ее тоже немаленькие: длина – 19,4 м, высота – 4,8 м, а размах крыла – 14 м. Очевидно, именно поэтому этот большой авианесущий корабль сможет принимать только четыре десятка самолетов.
Смущает выбор ГЭУ. Почему она неатомная? Неужели на перспективном корабле хотят разместить котлотурбинные установки, с которыми мучается «Адмирал Кузнецов» и от которых пострадал «Викрамадитья»? На МВМС-2013 НПО «Сатурн» продемонстрировало двухтопливный газотурбинный двигатель морского исполнения E70/8РД. Его стендовые испытания завершились в конце прошлого года. Но этот ГТД еще не работал на «живых» кораблях.
Отказ от атомной энергетической установки можно объяснить высокой ее стоимостью. А и без нее ориентировочная стоимость крыловского авианосца впечатляет – 400 млрд. руб., то есть 12,5 млрд. долл. Другими словами, она сопоставима с затратами на создание нового американского атомного авианосца «Джеральд Форд». Только у того возможности будут как минимум вдвое больше, чем у российского корабля – за счет вдвое большей авиагруппы, ядерной энергетической установки, полной электрификации агрегатов корабля, наличия электромагнитных катапульт и сетецентрической системы обмена данными. Сумма затрат на авианосец КГНЦ не учитывает затрат на строительство или модернизацию верфи для сборки такого гиганта, на подготовку специалистов-судостроителей, моряков и летчиков, на разработку летательных аппаратов, в том числе и тех, которые так и не были реализованы в нашей стране, например, палубных самолетов дальнего обнаружения и наведения.
Архитектура и конструкция крыловского авианосца необычны. Если два острова по правому борту позаимствованы у британских авианосцев типа «Квин Элизабет», то катапульты и два трамплина для взлета самолетов – чисто отечественное изобретение. Хотя и этому музыкально-тракторному решению можно найти объяснение. Сами разработчики не верят в возможность создания надежных паровых катапульт, не говоря уже об электромагнитных, на которые из-за отсутствия атомной силовой установки просто не хватит энергии.
Строительство авианосца, если оно все-таки начнется, станет долгоиграющей «панамой» по распилу государственных средств, перед которой померкнет сочинская Олимпиада, и погубит отечественное кораблестроение, с трудом восстанавливающееся после провала 90-х – первого десятилетия 2000-х годов. Ведь на другие кораблестроительные программы средств попросту не останется.
Такие дела